roboforum.ru

Технический форум по робототехнике.

экзоскелетоны, взгляд в будусчее... (специальный выпуск. гы)

Все здесь

экзоскелетоны, взгляд в будусчее... (специальный выпуск. гы)

Сообщение MegaBIZON » 13 авг 2007, 21:19

http://www.popmech.ru/part/?articleid=2352&rubricid=4

Стальные тяжеловесы

Чтобы победить в битве стальных экзоскелетов, не обязательно иметь богатырское телосложение. Боевой силой здесь является машина, а на долю пилота остается главное – искусство управления.

Современный мир становится все более размеренным и спокойным. Жизнь обычного горожанина летит с бешеной скоростью, но по строгому расписанию: работа, работа, работа, домашние дела и снова работа. Рутина… Хэви-метал давно вышел из моды, экстремальный спорт заменили престижные фитнес-клубы, транспортные средства сами думают за водителей и предотвращают аварии. Наверное, скоро мы будем питаться таблетками, а организм потеряет способность вырабатывать адреналин за ненадобностью… Но нет! Нет в мире места скуке, пока существует шоу ExoFight!

Выбор оружия

Боевые экзоскелеты значительно отличаются от своих мирных собратьев. Например, электроприводы или гидравлические насосы, приводимые от двигателя внутреннего сгорания, типичные для гражданских экзоскелетов, в спорте не используются. Бензиновые, дизельные (да-да, такие еще остались!) и водородные моторы в бою не слишком надежны: они нестабильно работают при различных углах наклона, а топливные и масляные баки и трубопроводы – их ахиллесова пята, легкая добыча для противника. Главное достоинство таких моторов – долгая работа без дозаправки – несущественно при длительности раунда в 30 минут. Топливные элементы тоже не применяются – они не могут обеспечить необходимые для работы большие токи. Поэтому на боевых машинах используются мощные аккумуляторы, облегченные до максимальной степени.

По схожим причинам в боевых экзоскелетах редко применяются гидравлические приводы «мышц»: гибкие магистрали трудно защитить от поражения, они становятся легкой мишенью для соперника (хотя бывают и исключения – например, американский Berkley Robotics HydroSpider, в котором гидравлические магистрали снаружи защищены бронированным панцирем). Излюбленная энергосхема конструкторов, используемая большинством команд, – аккумуляторы плюс электрические приводы. Более перспективное решение, завоевывающее популярность в последнее время, – электроактивные полимеры (пока их используют только две команды – американская Plastman и британская Romex). Плюсы электроактивных полимеров заключаются в том, что даже при частичном повреждении они, как и настоящие живые мышцы, продолжают работать.

Разумеется, главная особенность боевых экзоскелетов – развитая защита. Мощная броня, закрывающая большую часть конструкции, защищает дорогостоящие механизмы, а ячейка безопасности – пилота. Боевые машины делаются более громоздкими и тяжелыми, поэтому движения их не столь плавны и быстры, как у гражданских собратьев. Зато грохот молота «тяжеловеса» слышен в нескольких кварталах от ринга.

У каждой команды, у каждого пилота есть свой стиль борьбы, под который подстраивается техника. Причем, чтобы победить, не обязательно иметь телосложение Геркулеса – трехкратный чемпион мира, пилот французской команды FRR Жан-Жак Ферано, как известно, при росте в 180 см весит всего 60 кг. «Важна не сила, а точность движений и координация, – говорит он. – И, разумеется, в бою мой вес совершенно не имеет никакого значения – решающую роль играет искусство управления и характеристики, заложенные конструкторами в машину». Чемпион мира прошлого года, пилот британской команды Дэвид Уолтерс по сложению тоже совершенно не богатырь: «Машина машиной, но в нашем спорте ценится умение быстро реагировать на обстоятельства боя, а главное – предвидеть маневры противника, подобно шахматистам, на несколько шагов вперед. Именно последнее качество – залог победы».

Технический регламент ExoFight достаточно демократичен: разрешается использование различных боевых орудий – отбойных молотков, циркулярных пил. Правда, к циркуляркам применяется ограничение: они могут быть выполнены только из металла (без алмазных резцов), с зубьями не менее 5 мм. Такие пилы не причиняют серьезного вреда мощной обшивке, зато снопы искр приводят в восторг публику. Впрочем, циркулярка – хорошее орудие для повреждения плохо защищенной электропроводки и гидравлики.

Некоторые пилоты делают ставку на мощность приводов своей машины. С помощью специальных манипуляторов на манер гигантских клещей они захватывают конечности противника и пытаются согнуть или сломать их. Манипуляторы можно использовать и для того, чтобы залезть на защитную решетку и прыгнуть на соперника сверху. В общем, перечень поражающих средств чрезвычайно широк, а фантазия конструкторов-деструктивистов неиссякаема.

К барьеру!

Качеством ринга для ExoFight во многом определяется успех шоу. При этом ключевым фактором для архитекторов остается безопасность зрителей. За боем приходится наблюдать сквозь три мощные решетки и металлическую сетку, задерживающую мелкие обломки. Эксперименты с использованием сверхпрочных прозрачных материалов потерпели поражение – поликарбонатные «стекла» легко царапаются и покрываются микротрещинами, закрывая весь вид. Между решетками и зрительскими трибунами находятся мощные электромагниты. Они притягивают мельчайшие фрагменты механизмов, которые умудряются пролетать даже сквозь металлическую сетку. Зато для того чтобы зрители могли насладиться мельчайшими подробностями схватки, в клетке установлены управляемые камеры, а снаружи – большие экраны. На них же транслируются повторы самых интересных моментов боя.

Квадратный ринг 50х50 метров имитирует нечто вроде свалки металлолома после ядерного взрыва, как это представляли себе фантасты в XX веке. Площадка изобилует ржавыми тракторными колесами, сгоревшими кабинами от грузовиков, мятыми автомобилями, холодильниками и прочими железками, которыми соперники при желании могут кидаться друг в друга. Невозможно передать словами потрясающий звук – смесь рева толпы, скрежета металла и грохота от экзоскелета, шагающего по крыше старого автобуса. Финальная часть соревнований, как правило, проходит в темное время суток, при ослепительном свете мощных прожекторов.

Зрительские трибуны стадиона, подготовленного для ExoFight, обычно вмещают от 10 до 25 тысяч человек. Под трибунами располагаются помещения для технического персонала команд. В ходе боя техники постоянно получают информацию о состоянии машины и при необходимости корректируют параметры работы систем с помощью двусторонней телеметрии (хотя поговаривают о том, что с 2027 года международная федерация экзоскелетных боев IEFF планирует разрешить только одностороннюю телеметрию). Команда постоянно поддерживает связь с пилотом по радио, давая ему информацию о техническом состоянии экзоскелета и снабжая ценными рекомендациями по управлению.

Для того чтобы с нуля построить стадион для ExoFight, требуется всего несколько дней. Зато перерыв между этапами соревнований составляет не менее двух месяцев: команды долго «зализывают раны».

То ли еще будет

Зрелище ExoFight бьет все рекорды популярности, оставляя не у дел гонки на выживание, состязания управляемых роботов и даже телесериалы. Идея борьбы человекоподобных машин давным-давно воплощалась в кино и мультипликации. Реальный спорт, максимально приблизившийся к этой идее, – ExoFight. При этом жестокое зрелище является на удивление гуманным – за всю историю шоу ни один пилот серьезно не пострадал (синяки не в счет), хотя по правилам IEFF медики команд непрерывно отслеживают физическое состояние пилотов. Ходят слухи, что в скором времени шоу ExoFight пополнится новыми участниками: пилотам в экзоскелетах будет предложено сразиться со строительными и военными машинами, разумеется, специально подготовленными для боя. Хотя официальные лица не раскрывают подробностей, зрелище, как обещает президент IEFF Майкл Дибасс, будет таким ярким и шумным, что зрителям придется использовать темные очки и беруши: «Желающим мы будем выдавать их прямо на входе».

Изображение
Экзоскелеты, разработанные в начале века под эгидой DARPA в начале века, прочно вошли в нашу жизнь.

Изображение
Жесткий костюм с множеством электрических или гидравлических мышц, повторяющий и усиливающий все движения человека, изначально задумывался как совершенная военная машина, позволяющая солдату бежать со скоростью автомобиля и легко переносить на себе десятки и даже сотни килограммов груза.

Изображение
Состязание Exoskeleton Fight, или ExoFight, родилось в начале 2010-х как соревнование конструкторов на приз DARPA. Сейчас это по-настоящему тяжелое, брутальное зрелище, сравнимое разве что с некогда популярными гонками на выживание в классе тяжелых грузовиков.

Изображение
В редких случаях, когда по окончании раунда обе машины остаются боеспособными, объявляется ничья – судейство в ExoFight считается недопустимым субъективным фактором.

Изображение
Суть шоу ExoFight – спортивный поединок двух бойцов в экзоскелетах на ринге. Костюмы могут быть оснащены подобием молотов, топоров и даже циркулярных пил, разрешается запрыгивать на соперника или бросаться тяжелыми предметами. Поединок заканчивается выходом из строя машины одного из бойцов.

Изображение
ExoFight – это прежде всего поединок конструкторов. Победа в чемпионате – залог успеха на рынке дорогих гражданских экзоскелетов. Японская компания Seikan Robo Industries после победы в кубке конструкторов в 2023 г. за 2 года смогла увеличить долю рынка с 7% до внушительных 21%, а общая ее выручка за продажу экзоскелетов достигла 5 млрд. евро.
Аватара пользователя
MegaBIZON
 
Сообщения: 6285
Зарегистрирован: 12 янв 2007, 00:34
Откуда: Масква

Вернуться в Свободное общение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron